Программа психолого-педагогического сопровождения утв

Рассмотрена на

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическом
совете приказом от 01.09.2021 г. № 38-о
МОУ Начальная школа п. Горнокнязевск
(протокол от 31.08.2021 г. № 01)
и.о директора МОУ Начальная школа п.
Горнокнязевск
Н.Ф. Новикова

Программа
психолого-педагогического сопровождения обучающихся
МОУ Начальная школа п. Горнокнязевск

п. Горнокнязевск, 2021 год

Правовая документация
В основу программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся МОУ
Начальная школа п.Горнокнязевск положены следующие документы:












Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного
Положения
о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной организации»;
распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении
методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления
отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых
признаков отклонений в развитии детей»;
Методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их
семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной
реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
утвержденные Минтрудом России в 2018 году.

Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая
деятельность
педагогов-психологов,
учителей-логопедов,
учителя-дефектолога,
социального педагога, классных руководителей, направленная на создание оптимальных
условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся МОУ
Начальная школа п. Горнокнязевск: создание условий для личностного развития,
обучения и воспитания обучающихся в рамках образовательного процесса в МОУ
Начальная школа п. Горнокнязевск.
Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся МОУ Начальная школа
п. Горнокнязевск:







содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию
обучающихся,
создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса;
проведение профилактической работы по предотвращению возникновения
проблем развития ребенка;
содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том
числе в преодолении учебных трудностей, трудностей с выбором
образовательного и профессионального маршрута, нарушений эмоциональноволевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями;
повышение психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса.

Формы психолого-педагогического сопровождения:








профилактика;
диагностика;
консультирование;
коррекционная работа;
развивающая работа;
просвещение;
экспертиза.

На основе результатов проведенных диагностических исследований выстраиваются
приоритетные направления работы, изучается результативность используемых программ,
проектов и корректировка их в дальнейшем.
Использование результатов диагностической работы способствует оказанию поддержки и
помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Диагностическая работа позволяет в первую очередь ориентироваться на развитие
обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и
личностного потенциала.
Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых
возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе
психолого-педагогической и иной специальной диагностики и, следовательно,

предполагает
построение
образовательного процесса.

системы

психолого-педагогического

сопровождения

Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с родителями и
педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде,
профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного
психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских
отношений.
Психологическое сопровождение
Цель психологического сопровождения обучающихся: создание социальнопсихологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику
его психологического развития в процессе школьного обучения;
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;
сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации
учебной деятельности;
создать специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи
детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
развивать коммуникативные качества личности школьника;
способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных
действий обучающихся:
- личностные действия – сформированность внутренней позиции школьника,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации.
- регулятивные действия – овладение всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их
выполнение;
- познавательные действия – формирование умений пользоваться знаковосимволическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических
действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- коммуникативные действия – способность учитывать позиции собеседника,
организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание.

- выявление и направленность одарённости обучающихся.
Измеряя универсальные действия, осуществляется сбор информации, которая
является не только констатирующая, но и ориентирует психолога в причинах возможной
несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
действий. Быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Материалы для диагностики сформированных УУД:

Виды универсальных учебных действий
Типовые диагностические задачи
Личностные универсальные учебные действия
Самопознание
и
самоопределение Методика «Кто я?» 3 – 4 классы, методика
Позволяют выработать свою жизненную «Беседа о школе», 1 – 3 классы
позицию в отношении мира, окружающих (модифицированный вариант Т.А.Нежновой,
людей, самого себя и своего будущего. (Я Д.Б.
Эльконина,
А.Л.
Венгера).
– член семьи, школьник, одноклассник, «Рефлексивная
самооценка
учебной
друг, гражданин)
деятельности»
4
класс.
«Методика
выявления характера атрибуции успеханеуспеха» 1 – 4 классы
Смыслообразование. Действия позволяют «Незавершенная
сказка»,
1
–
3
сделать
учение
осмысленным, классы.«Шкала
выраженности
учебнообеспечивают
значимость
решения познавательного интереса », 1 – 4 классы.
учебных задач, увязывая их с реальными «Опросник мотивации», 1 – 3 классы.
жизненными целями и ситуациями (Какое
значение и какой смысл имеет для меня
учение?)
Нравственно-этическое
оценивание. Знания
на
оценку
усвоения
норм
Личностные действия направлены на взаимопомощи, 1-2 классы. Задание на учет
осознание, исследование и принятие мотивов героев в решении моральной
жизненных
ценностей
и
смыслов, дилеммы
(модифицированная
задача
позволяют
сориентироваться
в Ж.Пиаже), 1 класс. Задание на выявление
нравственных нормах, правилах, оценках. уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже 1
(Почему я, мои друзья так поступили? – 3 классы. Моральная дилемма (норма
Взаимопомощь, честность, правдивость, взаимопомощи в конфликте с личными
ответственность с моей стороны и со интересами), 1 – 4 классы. Анкета «Оцени
стороны их сверстников)
поступок» (по Туриелю в модификации
Е,А.Кургановой и О.А.Карабановой) , 1-4
классы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обеспечивают возможность управления Выкладывание узора из кубиков (цель:
познавательной и учебной деятельностью выявление регулятивных действий), 1
по
средствам
постановки
целей, класс.«Проба на внимание» (П.Я.Гальперин
планирования, прогнозирования, конроля, и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление
коррекции своих действий и оценки уровня сформированности внимания и
успешности усвоения материала
контроля), 2 – 3 классы.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия «Проба на определение количества слов в
Выделение
учебной
деятельности, предложении» (С.Н.Карпова), 1 класс.
информационный
поиск,
знаково- Методика «Кодирование» (версия А.Ю.
символическое
действие,
рефлексия Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение
способов и условий действия, их контроль схем к задачам »(по А.Н.Рябинкиной), 1 – 3

и
оценка,
критичность,
выбор классы.
эффективных способов решения
Универсальные логические действия. Построение числового эквивалента или
Анализ, синтез, классификация, сравнение, взаимооднозначного соответствия (Ж.Пиаже,
установление
причинно-следственных А.Шеминьеска), 1 класс
связей,
выдвижение
гипотез,
доказательств
Постановка
и
решение
проблем Диагностика
универсального
действия
Формулирование
проблем, общего приема решения задач (по А.Р.Лурия,
самостоятельное
создание
способов Л.С.Цветковой), 1 – 4 класс
решения
проблем
творческого
и
поискового характера
Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды)
Коммуникация как взаимодействие.Учет Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман и др.) 2
позиции
собеседника,
понимание, – 4 классы
уважение к иной точке зрения, умение
обосновывать и доказывать собственное
мнение
Коммуникация как операция. Действия Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман), 1
обеспечивают возможности эффективно класс
сотрудничать с учителем, так и со
сверстниками: умение планировать и
согласовано
выполнять
совместную
деятельность, распределять роли, уметь
договариваться
Коммуникация,
как
условие Задание
«Дорога
к
дому»
интериоризации.
Умение
задавать (модифицированный вариант ), 2 – 4 класс
вопросы, строить понятные для партнера
высказывания, правильно выражать свои
мысли, оказывать поддержку друг другу
Работа по психолого-педагогическому сопровождению строится поэтапно:
1 этап (дошкольный) – он начинается в ноябре – декабре месяце и заканчивается в
начале сентября.
В рамках этого этапа осуществляется:
Развивающая, психо-коррекционная работа педагога – психолога с будущими
первоклассниками.
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение
школьной готовности ребенка перед поступлением ребенка в школу.
1 класс
2 этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Данный этап начинается в
сентябре месяце и заканчивается в первой декаде октября в рамках деятельности
МОУ Начальная школа п. Горнокнязевск.
Психолого – педагогическая диагностика уровня школьной готовности
поступающих в первый класс проводится для выявления школьных рисков,

формирования благоприятного адаптационного
внутренней позиции школьника и мотивации учения.

фона,

сформированности

Наблюдение за индивидуальными особенностями школьников и их возможностями
в общении, а также выявление учащихся с трудностями в обучении, поведении и
общении с педагогами и сверстниками.
3 этап (первичная адаптация) – первичная адаптация детей к школе.
1. Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников,
направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями
периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям (выступления на
родительских собраниях, индивидуальные консультации).
2. Проведение консультаций педагога по выработке подхода к отдельным детям и
единой системе требований к классу со стороны педагога, работающего класса.
3. Организация методической работы педагога, направленной на построение
учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями школьников.
4. Выступление на МО учителей начальных классов.
5. Аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на
осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период
первичной адаптации первоклассников.
4 этап – психолого – педагогическая работа со школьниками, испытывающими
трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в
течение второго полугодия.
- психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление школьников,
испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
- аналитическая работа (аналитическая справка по результатам психодиагностики) и
организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные
трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики:
- выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в
образовательном
учреждении,
осуществление
психолого-медико-социального
сопровождения.
- аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на
осмысление результатов, проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с результатами
коррекционно – развивающей работы по адаптации первоклассников и переводу
учащихся во второй класс начальной школы.
- планирование психолого – педагогической работы на следующий год.
2 - 4 класс

1 этап (подготовительный, проводится в сентябре) – выявление мотивационных
предпочтений школьников в учебной деятельности, при этом оцениваются такие
универсальные учебные действия, как : действие, смыслообразование.
2 этап (коррекционно-развивающая работа) – планирование коррекционноразвивающего маршрута для учащихся 2 класса (сентябрь):
- проведение индивидуальных консультаций для родителей для корректировки
работы с учащимися.
3 этап (просветительский) – выступление педагога – психолога на родительских
собраниях, педагогических советах и МО учителей начальных классов:
- выступление на МО учителей начальных классов.
- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с промежуточным
результатом корекционно-развивающей работы с учащимися (январь).
- аналитическая работа (подготовка аналитической справки), направленная на
осмысление результатов, проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
- выступление педагога-психолога на педагогическом совете с результатами
коррекционно – развивающей работы с учащимися и их переводу в следующий
класс.
- планирование психолого – педагогической работы на следующий год

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может
быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно
требует также организации работы с педагогами и родителями как участникам
образовательного процесса.
Контингент

Цель

Педагоги

Просветительская работа, Профилактическая работа. Установление
информация по вопросам психологически грамотной, развивающей
личностного роста.
системы
взаимоотношений
со
школьниками,
основанной
на
взаимопонимании и взаимном восприятии
друг друга.
Создание
комфортной
Консультирование
по
вопросам
психологической
учебноатмосферы
в совершенствования
воспитательного процесса (сопровождение
педагогическом
образовательных
коллективе. Проведение индивидуальных
траекторий).
диагностических
мероприятий.
Повышение
психологической

Мероприятия

Проведение семинаров,
занятий, лекций

практических

компетентности.
Профилактика
профессионального
выгорания
педагогических кадров
Родители

Повышение
уровня
психологопедагогической
компетентности
в
вопросах воспитания и
обучения ребенка

Консультирование по созданию условий,
обеспечивающих успешную адаптацию
подростков к средней школе, посвященное
психологическим особенностям того или
иного вида деятельности.
Профилактическая работа с целью
обеспечения родителей знаниями и
навыками, способствующими развитию
эффективного, развивающего поведения в
семье в процессе взаимодействия с детьми.
Проведение бесед, лекций; рекомендации
родителям для успешного воспитания
детей с учетом возрастных особенностей

Логопедическое сопровождение
Задачами МОУ Начальная школа п. Горнокнязевск по оказанию логопедической помощи
являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
 организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;
 организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
 консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.


Логопедическая поддержка обучающихся состоит из трех этапов: диагностического,
коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного.
Этапы логопедической поддержки обучающихся

Название этапа

Общая
характеристика

Диагностический Учитель-логопед
проводит встречу
родителями

Мероприятия
Входная и контрольная диагностика – не
с менее
двух
раз
в
год
и продолжительностью 15 календарных

индивидуальное
логопедическое
обследование ребенка –
отдельно или в составе
ППк

дней каждая.
Возможна внеплановая диагностика,
если педагог выявил у ребенка признаки
нарушения устной или письменной речи,
подготовил
педагогическую
характеристику ребенка и обращение к
учителю-логопеду.
В качестве примера диагностических
методик могут использоваться перечни
из приложения № 7 к письму
Минобрнауки России от 23.05.2016 №
ВК-1074/07.
После диагностики учитель-логопед
формирует список детей, которые
нуждаются
в
логопедическом
сопровождении

Коррекционноразвивающий

Учитель-логопед
работает
с
детьми
индивидуально или в
группах

Специалист объединяет в группы детей
одного возраста по принципу сходности
структуры речевого нарушения и
особенностей развития, руководствуясь
положениями
распоряжения
Минпросвещения от 06.08.2020 № Р-75.
На
занятиях
развиваются
и
совершенствуются речевые и неречевые
процессы, проводится профилактика и
коррекция
речевой
деятельности,
развиваются различные функции речи.
В работе используются упражнения и
игры, которые развивают речевое,
зрительное и слуховое внимание,
подвижность
артикуляционного
аппарата и позволяют скорректировать
звуки.
В рамках пропедевтической работы
учитель-логопед занимается с детьми
младшего возраста, у которых нет
сильных отклонений в устной и
письменной речи. Формирует у детей:
мелодику речи;
навыки постановки логического
ударения;
 умение управлять темпом и
ритмом речи, чтобы выделять
значимую информацию, точно



передавать в речи свои мысли и
чувства
Контрольнооценочный

Учитель-логопед
оценивает результаты
занятий,
прогресс
ребенка

Специалист
отслеживает
процесс
автоматизации звука в разговорной речи,
на
занятиях,
уроках,
иных
мероприятиях.
Критерии оценивания:









правильно
ли
ребенок
произносит все звуки родного
языка;
слышит ли он и умеет ли
находить заданный звук в
потоке звуков, слогов, слов и в
предложении;
автоматически
ли
ребенок
пользуется
поставленными
звуками в свободной речи;
правильно
ли
произносит
слоговые ряды и пары слов;
может ли воспроизводить слова
сложной слоговой структуры

Периодичность проведения логопедических занятий для учащихся, имеющих риск
возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики,
определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения родителей учащихся.
Предельная наполняемость групп при проведении групповых занятий с такими
учащимися составляет 15 человек.
Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения
обучающихся
1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего
личностного, физического, интеллектуального потенциала.
2. Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3. Создание мониторинга психологического статуса школьника с целью повышения
качества образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».